21 октября 2019

Методическая разработка конспекта совместной деятельности по речевому развитию детей раннего возраста посредством логопедической технологии логоритмика: «Мой друг- светофор»

x 4

Совместная деятельность с детьми: «Мой друг-светофор» составлена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования детей третьего года жизни и является итоговой в рамках реализации проекта: «Безопасная дорога».

        Данная образовательная деятельность включает в себя такую технологию, как логопедическая ритмика. В последнее время проблема нарушения речевого развития у детей дошкольного возраста особенно актуальна. На третьем году жизни речь ребенка становится доминирующей линией развития. В норме быстро пополняется словарь, улучшается звуковая сторона речи, совершенствуется умение строить предложения. Динамичное выполнение упражнений для рук, ног, туловища, головы подготавливает совершенствование движений языка, губ, нижней челюсти. Основой логопедической ритмики являются речь, музыка и движение. Методами логопедической ритмики можно в интересной и доступной форме развивать у детей общие речевые навыки: ритм, темп, дыхание; развивать мимику, артикуляцию; формировать координацию движений и ориентировку в пространстве, регулировать процессы возбуждения и торможения; расширять словарь детей и многое другое.

      Реализация данной деятельности способствует формированию навыков безопасного поведения на улице, навыков ориентировки в пространстве. Знакомство с сигналами светофора развивает умение различать и выделять в предметах цвета спектра. Немаловажное значение имеет пополнение словаря новыми словами, а также способность детей создавать выразительные образы в лепке, аппликации, рисовании.

Цель: Создание условий для формирования навыков безопасного поведения на улице. 

Задачи:

Формировать навыки безопасного поведения в быту и на улице.

Учить различать и выделять в предметах цвета спектра (красный, желтый, зеленый).

Ввести в словарь детей новые слова: дорога, светофор, переход. 

Учить создавать выразительные образы в лепке, аппликации, рисовании.

Формировать навыки ориентировки в пространстве.

Предварительная работа: беседа: «Пешеходный переход», «Наш помощник светофор», «Машины и светофор»; чтение художественных произведений: «Колобок и светофор», «История про грузовичок», «Дорожная сказка»; подвижные игры: «Цветные автомобили», «Воробушек и автомобиль», «Поехали»; дидактические игры: «Грузовичок и светофор», «Красный, желтый, зеленый, синий», «Подбери гараж для машинки по цвету», «Подбери гараж для машинки по размеру».

Материалы и оборудование: игрушка ежик; погремушки по количеству детей; макет города; пособие «Безопасная дорога» из ткани и фетра на липучках; флажки красный, желтый, зеленый; руль по количеству детей; черно-белое изображение светофора-по количеству детей; пластилин; карандаши, краски, кисточки, стакан-непроливайка с водой, клей, салфетки разных цветов.

Словарь: светофор, красный, желтый, зеленый, пешеход, переход, дорога, улица



Ход совместной деятельности:

Вводная часть.

Сюрпризный момент.

Стук в окошко, появляется игрушка–ёжик.

Воспитатель: А кто это к нам в гости пришел? 

Дети: Ежик.

Ежик: Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются с ежиком.

Ежик: Я давно хотел прийти к вам в гости. Говорят, что в саду очень много игрушек, а я так люблю играть! Я пришел к вам с подарками (корзина с погремушками)

Воспитатель раздает детям подарки-погремушки и поет песню: «Погремушки хороши".

Логоритмическая игра: «Погремушки хороши»

«Ах, как весело сегодня,

веселятся малыши!

(отводят руку с погремушкой вправо и влево)

Деткам дали погремушки,

погремушки хороши!

Припев: Дзинь-ля-ля. 

(звенят погремушкой)

Погремушки вверх пошли,

выше, выше, малыши!

(поднимают и опускают ручку

с погремушкой).

Основная часть.

Ежик: Ребята, как вы умеете веселиться, мне очень нравится у вас! Вот только добраться до вас мне было очень трудно, по пути из леса я встретил много машин и очень испугался.

Воспитатель: Ежик, не бойся, мы научим тебя правилам безопасного поведения на дороге. Сначала посмотри, как устроен наш город, он совсем не похож на лес, в котором ты живешь. 

Внесение макета города.

Воспитатель обращает внимание детей на макет города, рассказывая о том, что город очень большой, в нем много домов, а также много машин, которые едут по дорогам.

Логоритмическое упражнение: «Машины»

-Вы, колесики, крутитесь (быстро вращают руками перед грудью). 

Быстро, быстро, быстро мчитесь.

 Раз, два, три-остановитесь (перестают вращать). 

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у края дороги стоят человечки, называются они пешеходы.

Кто-то палочки рассыпал

По дороге поперек,

Чтобы каждый из прохожих

Перейти дорогу смог.

Воспитатель: Ребята, как человечки перейдут дорогу?

Дети изображают шаги пешехода.

Логоритмическое упражнение: «топ, топ»

Воспитатель сопровождает действия детей словами: «Топ, топ, топ, топ-вот шагает пешеход.

Топ, топ, топ, топ-так шагает пешеход»

Ежик: Как здорово и весело, друзья мои, вы шагаете. Но я спешу вам сообщить, что дорога не так забавна, как кажется. На ней можно встретить трехглазого великана.

Воспитатель: Ежик, этот великан - наш добрый друг-светофор.

Внесение пособия: «Безопасная дорога».

Воспитатель обращает внимание детей на светофор, разъясняет значение его сигналов.

Воспитатель: А теперь, ребятки, чтобы вы лучше запомнили, какой сигнал светофора что обозначает, мы поиграем в игру.

Логоритмическая игра: «Светофор»

Воспитатель поет песню «Светофор».

-Светофоры, светофоры, 

В нашем городе живут

Светофоры, светофоры, светофоры там и тут (руки над головой образуют домик).

Если глаз зажегся красный, знает каждый из ребят:

Стоп, вперед шагать опасно-светофоры говорят (вытягивают руку вперед и машут кистью влево-вправо).

Если желтый загорится, то немножко подожди.

Если глаз горит зеленый, то, пожалуйста, иди! (топают ногами).

Воспитатель: Ребята, на какой сигнал светофора можно переходить дорогу?

- А что произойдет, если на светофоре загорится желтый свет, а если красный?

(Ответы детей)

Воспитатель: Как видите, правила дорожные, они не очень сложные.

Чтобы правила еще лучше знать, предлагаю поиграть.

Подвижная игра с элементами логопедической ритмики: «Машины едут».

Воспитатель объясняет правила игры: Мы едем на машине, держа в руках руль, когда горит зеленый сигнал светофора (зеленый флажок в руке воспитателя).

Едем, едем на машине (крутят руль)

Нажимаем на педаль (нажимают одной ногой)

Когда воспитатель поднимает руку вверх красным флажком- мы останавливаемся, а когда с желтым- останавливаемся и подаем сигнал, нажимая на середину руля со словами: «бип-бип».

Ежик: Друзья, мне очень понравилось, как дружно мы играли и правила запоминали.

Воспитатель: А ты, ежик, чтобы никогда не позабыл правила дорожного движения, получишь от нас подарки- светофоры, которые мы с ребятами сделаем для тебя.

Творческая мастерская

Воспитатель раздает детям черно-белое изображение светофора с подсказками-эмоциями и приглашает за столы.

Воспитатель: А какими цветами мы будем украшать наши светофоры?

Воспитатель интересуется у детей, можно ли нам зажечь сигналы светофора, например, синим цветом?

(Ответы детей)

На столах на выбор стоят различные материалы с помощью которых можно украсить светофор: краски, кисточки, клей, салфетки, пластилин, карандаши. 

Показ способов лепки (отщипывание от большого куска пластилина маленьких кусочков и прикрепление их к основе, а так же пользование клеем, приклеивая на область сигнала скатанные в маленькие шарики кусочки салфетки.

Воспитатель обращает внимание на то, что вместо цветных сигналов у наших светофоров личики – грустное, задумчивое и веселое, побуждая изображать эмоцию раскрашиваемого личика и задавая вопросы детям, каким цветом мы зажгем каждое личико светофора. 

Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, какие красочные и яркие светофоры у вас получились.

Ежик: Ребятки! Сегодня узнал от вас много нового и интересного, и теперь смогу безопасно добираться из лесу до детского сада, а так же расскажу о правилах поведения на дороге своим друзьям-лесным жителям.

Воспитатель: Нашему ежику пора в путь собираться, проводим ежика по дорожке.

Логоритмическая игра «Ежик»

По сухой лесной дорожке — 

Топ-топ-топ — топочут ножки ( стоят согнувшись, кисти рук опущены вниз, ноги слегка согнуты в коленях, делают мелкие частые шажки).

Ходит, бродит вдоль дорожек 

Весь в иголках серый ежик. 

Ищет ягодки, грибочки 

Для сыночка и для дочки (кончики пальцев соединяются, «срывают ягоды»).

Если подкрадется волк — 

Превратится еж в клубок (сворачиваются на полу клубком).

Ощетинит еж иголки —

Не достанется он волку.

Еж не тронет никого,

Но и ты не тронь его! (встают и продолжают «топать по дорожке»).

Воспитатель с детьми прощаются с ежиком.

Заключение: При проведении данного занятия мною были поставлены цели и задачи с которыми дети благополучно справились: дети уточнили элементарные представления о правилах дорожного движения; закрепили умение от большого куска пластилина отщипывать маленькие кусочки и прикреплять их к бумажному шаблону, умение правильно держать кисть, умение отрывать от салфетки небольшой кусочек, скатывать его в шарик и приклеивать на шаблон;  продолжили формировать способность ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей; активизировали  и расширили активный словарь, научились различать четыре цвета спектра.

Список литературы:

1. Методические рекомендации к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мозайка»: группа раннего возраста / авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева.-М.:ООО «Русское слово-учебник»,2014.-96 с.-(Мозаичный парк)

2. Белая К.Ю, Зиина В.Н., Кондырская Л.А. Твоя безопасность: Как вести себя дома и на улице. Для младшего дошкольного возраста,4-ое изд. М. Просвещение, 2006.-47 с.

3. Садовая В.В. Обучение детей безопасному поведению на улице: практический аспект// Вестник НЦБЖД.2010№6 -72 с.

4. Филатова Ю. О., Гончарова Н. Н., Прокопенко Е. В. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / 

 под редакцией Л. И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 208 с. (Логопедические технологии.) ISBN 978–5–4441–0223–7.

5. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.


диплом.docx (Скачать)